Формирование компетенции наставничества у педагога учебного заведения

Горящие вакансии

Формирование компетенции наставничества у педагога учебного заведения, как залог эффективного раскрытия потенциала личности учащегося школы, с целью осуществления правильного выбора будущей профессии.

Максимова Анна Владимировна

аспирант кафедры общей психологии  университета российской академии образования,

руководитель ООО Кадровый центр «Долсо».

Данная статья посвящена рассмотрению и анализу эффективного развития потенциала учащихся школ за счет формирования компетентности наставничества у педагогов, с целью формирования у воспитанников умений грамотно проанализировать свои способности и выделить истинные жизненные цели.

Ключевые слова: компетенция наставничества, личностный рост педагога, модель компетенций; компетенция; личноцентрированный подход.

    This article is devoted to the analysis and effective capacity development in schools by building competence in mentoring teachers, in order to form the pupils ability to correctly analyze their skills and provide real life goals.

Keywords: competence mentoring, personal growth teacher competency model; competence; sekfcentralized approach.

Изучая вопрос кадровой политики Российской Федерации становится очевидным тот факт, что выбранная стратегия в области формирования кадрового резерва нашей страны не решает проблему, а лишь переводит ее в новое русло. Если раньше, наблюдался  диссонанс переизбытка кадровых сил в одних отраслях и катастрофическая нехватка в других, а так же несоответствие требований работодателей к компетенциям кандидатов на вакантные должности, по сравнению с теми которыми обладают молодые специалисты, то сейчас ситуация сместилась в сторону нежелания выпускников работать по приобретенной специальности. В гонке за актуальными вакансиями, выпускники школ выбирают сферу, опираясь на данные по заработным платам и уровню востребованности тех или иных специалистов, забывая при этом грамотно оценить свои силы и истинность интереса развиваться в выбранной отрасли. По данным всероссийского центра изучения общественного мнения лишь 22% опрошенных (данные действительна на 2009 год, в опросе приняли участие 1600 человек в возрасте от 22-30 лет), имеющие высшее образование,  работают по выбранной специальности. Из приведенных цифр, формируется основная проблема современного образования, а, именно, низкое КПД. К примеру, на церемонии вручения наград в области образования, Премьер Министр Дмитрий Медведев озвучил сумму в 2,5 трлн. рублей, именно столько было выделено на образование в 2012 году, то есть - Государство тратит не маленький бюджет, с намерением подготовить квалифицированные кадры, но по итогу большая часть денег расходуется нецелесообразно. Отсутствует так же возможность прогнозировать и формировать кадровый резерв, что является не маловажным для выстраивания экономических стратегий в масштабах страны. Министерство образования и науки РФ, обеспокоенное сложившейся ситуации, запустило на своем сайте информационный проект «Актуальная профессия сегодня», который должен помочь выпускникам школ определиться с выбором профессии. Однако,  поступило уже большое количество критики в адрес тестирования, с обвинениями в однобокости и  ориентированности на принятие выбора родителей. Белгородская государственная академия строительных материалов, в рамках всероссийских социологических исследований, провела опрос абитуриентов. По результатам статистики, преобладающая часть школьников (59% данные на 2010 год) при выборе учебного заведения руководствовались своим личным мнением и меньшая часть (41%) прислушались к мнению родителей. Сопоставив приведенные статистики, мы видим, что решение, основанное на личном мнении или мнении родителей, принимается правильно лишь одним из пяти абитуриентов. Получается, что выпускники школ не могут объективно проанализировать свои способности и выстроить систему, как  правильно реализовать свой потенциал. Важно заметить так же, что способности к обучению у всех разные, в каждом классе есть несколько учеников с повышенной способностью к обучению, мировоззрение и миропонимание которых зачастую на сегодняшний день опережает мировоззрение и миропонимание учительского состава, взяв хотя бы за внимание сферы влияния Интернет технологий. Получается, что для таких  учащихся, стандартная учебная программа, действует, как ограничивающий фактор. Итак, если ознакомиться с Законом РФ «Об образовании», можно сделать вывод, что государство определило единые образовательные стандарты и требования, забыв  при этом сформулировать такие важные компетенции как:

  • Способность выстраивать здоровые коммуникации;
  • Способность ставить цели и расставлять приоритеты;
  • Владение такими инструментами, как самоанализ и самомотивация;
  • Умение работать с конфликтами и стрессами
  • И т.д.

Почему это важно? В условиях стремительного научно-технического прогресса, происходит бурный рост общего объема информации, что  приводит к изменению окружающей социальной среды. Прежние приемы и методы деятельности не справляются с активным развитием технологий. В настоящее время, жизнь требует от человека, как от субъекта деятельности, роста стрессоустойчивости, адаптивности, коммуникабельности, стремления к постоянному профессиональному и личностному развитию. Так, каким же, образом можно сформировать в учащихся перечисленные качества? По результатам  контент- анализа смежных сфер (HR, Менеджмент, Кочинг ит.д.) можно выделить наиболее доступный и эффективный способ - личноцентрированный метод наставничества. Под наставничеством, мы будем понимать форму индивидуальной работы  по личностному развитию, а также социокультурной адаптации. Необходимо отметить, что  понятие личностного наставничества отнюдь не ново, но по настоящее время не распространялось на школьников, и лишь в индивидуальных случаях, когда школьный педагог от природы обладает данной компетенцией, применялось в школе. Требуется переложить этот положительный опыт и придать ему повсеместный характер. Помимо того, что педагог - наставник должен сам обладать всеми перечисленными качествами, которые он должен воспитать в подопечном, основным отличием должно стать варьирование обучающей деятельности, как вне плоскости учебного процесса, будучи над ней, для того что бы выстраивать долгосрочные тактики, так и быть вовлеченным в процесс индивидуального роста каждого воспитанника.

Первым шагом на пути построения модели компетенций наставника,стал поиск компетенций, которые определяют эффективное выполнение данного вида деятельности. По результатам экспертной и диагностической оценки  выделим сферы  для личностного роста педагога-наставника:

  • Пороффесионализм в своей области
  • Эффективные техники построения отношений;
  • Создание поддерживающей среды;
  • Методики бучения, позволяющие изыскивать новые возможности, ставить цели и расставлять приоритеты, в том числе с учетом индивидуальных особенностей и интересов;
  • Инструменты позволяющие вовлечь обучающегося в процесс самомотивации и саморазвития.

Очевидно, что потенциал обучения педагого-наставников заключается именно в сфере развития менеджерских и коммуникативно-педагогических навыков и коуч компетенций, уровень владения которыми должен целенаправленно повышаться в школьной системе обучения.

В результате мы можем сформировать четыре группы значимых компетенций наставников, которые требуют как оценки, так и обучения:

  • менеджерские (организационно−управленческие) компетенции;
  • коммуникативно−педагогические компетенции;
  • компетенции социокультурной адаптации;
  • компетенции саморазвития.

Как же приобрести компетенцию наставничества и перейти на качественно новое мышление? Проанализировав и объединив методики и наработки подобных компетенций из других сфер можно сформулировать 4 основных ступени:

1 ступень - Основы наставнических подходов.

Первая ступень подразумевает под собой наработку базы методик и техник, позволяющих педагогу сформировать, на собственном примере, этапы работы над личностью.

  • Выявление собственных целей.
  • Создание доверительных отношений.
  • Построение рапорта.
  • Результат, построенный на ценностях.
  • Выявление истинных целей.

2 ступень - Навыки эффективных коммуникаций.

Данная ступень должна нести информационную базу по следующим сферам:

  • Внутренняя организация человека.
  • Основные репрезентативные системы, и как ими эффективно управлять.
  • Генератор нового поведения.
  • Развивающие вопросы.
  • Работа с возражениями.
  • Мета программы.
  • Анализ типов коммуникаций – как взаимодействовать с различными типами людей с пользой для дела.

3 ступень - Расширение границ личности, изменение отношений

После того как были сформирован и осознан план действий и подготовлена информационная база постепенно нарабатывается  навык.

  • Трансформация общения.
  • Разрешение конфликтных ситуаций.
  • Работа с понятием самооценка.
  •  Корневые причины и их исследование.
  • Основные подходы к выявлению ценностей.
  • Увязка критериев и ценностей.
  • Правила конструктивной обратной связи.
  • Осознание себя, своих «сильный» и «слабых сторон».

4ступень - Выстраивание «ресурсного образа себя»  для эффективного наставничества.

Завершающая ступень формирования компетенции наставника направлена на практическое действие, где делается акцент на баланс между личностным ростом педагога и его умением раскрыть потенциал личности подопечного.

  • Основные жизненные позиции.
  • Социально-личностные уровни.
  • Анализ собственной жизненной позиции.
  • Построение мотивации и плана профессионального развития на основе глубинных ценностей.
  • Осознание важности своего места в социуме.

Используя аддитивную модель оценки, можно сделать вывод, что стоимость на внедрение в учебный процесс новой компетенции для педагогов, не превысит тех потерь, которые сейчас несет Государство, за счет непродуктивного обучения студентов, которые в дальнейшем не пойдут работать по специальности. Овладение педагогом компетенций наставничества положит начало формирования нового человека, актуального для современного рынка труда, а так же переведет учебный процесс на качественно новый уровень, открывающий новые грани как для педагогов, так и для учащихся.